Eames Lounge Chair Wood

Первые прототипы Eames Lounge Chair Wood (LCW) были изготовлены в 1940 году Чарльзом и Рэй Имз, а также их другом Ээром Сариненом для участия в конкурсе «Органический дизайн в домашней мебели» в Музее Современного Искусства (Нью-Йорк). При производстве моделей использовался новаторский для того времени способ трехмерной формовки фанеры. Под действием высокой температуры и давления дереву предался изгиб, повторяющий силуэт человеческого тела. До сих пор обтекаемую форму мебели получали за счет мягкой обивки. Однако на тот момент технология была несовершенна, и в месте максимального сгиба — при переходе спинки в сиденье — фанера потрескалась. Чтобы скрыть недостаток, прототипы покрыли обивкой. Несмотря на недоработку, дизайнеры заняли в конкурсе первое место. Однако производство стульев было отложено из-за технологических трудностей, а также из-за вступления Соединенных Штатов во Вторую Мировую Войну. Сааринен, в свою очередь, покинул проект, разочаровавшись в несовершенстве производства. В декабре 1941 года знакомый Имзов Доктор Вендель Скотт обратил их внимание на то, что Военно-Морской Флот США не располагает подходящими медицинскими шинами для фиксации повреждений ног — шины должны были повторять форму человеческого тела. Спустя год, Чарльз и Рэй Имз смогли изготовить соответствующие требованиям прототипы. От армии поступали и другие заказы, и Чарльз Имз возглавил исследовательский отдел Формовки Фанеры в Evans Product Company, которая, среди прочего, разрабатывала из формованной фанеры детали для самолетов. Благодаря этой работе, Чарльз Имз и его сотрудники приобрели ценный технологический опыт, который пригодился после войны. Принимая во внимание общий дефицит сырья, Имзы сосредоточились на разработке и производстве недорогой, но современной мебели. Технология формовки фанеры объединила в себе оба критерия — в сочетании с экономным использованием материалов, она обеспечивала комфорт. При производстве прототипов для выставки 1940 года Имзы уже выявили трудности, связанные с растрескиванием фанеры в месте максимального сгиба. Методом проб и ошибок, Чарльз и Рэй нашли альтернативное решение: создать две отдельные части для сиденья и спинки, соединив их при помощи фанерного «позвоночника», переходящего в ножки. Стул с подобным решением стал еще более удобным — части крепились между собой четырьмя шайбами из натурального каучука, которые обеспечивали амортизацию и гибкость, за счет чего спинка и сиденье получали нужный наклон в зависимости от положения сидящего. Выполненный по такому принципу Lounge Chair Wood был первым стулом Имзов, получившим широкую известность. Осенью 1945 года Отдел Формовки Фанеры Evans Products Company произвел ряд моделей стульев и кресел из различных пород дерева, с покрытиями из тканей, искусственной и натуральной кожи. В 1946 году на сольной выставке в МоМА под названием «Новая мебель дизайна Чарльза Имза» в Нью-Йорке коллекцию заметил новый директор по дизайну компании Herman Miller Джордж Нельсон. В итоге Evans Products Company и Herman Miller заключили соглашение, согласно которому Отдел Формовки Фанеры отвечал за производство, а Herman Miller взял на себя ответственность за маркетинг. В связи с большой популярностью мебели Имзов, 1949 году Herman Miller принял решение приобрести права и на производство. К тому моменту Чарльз Имз работал в качестве консультанта по дизайну.

Eames Lounge Chair Wood
Eames Lounge Chair Wood
Шины, сделанные для армии США методом формовки фанеры.
Image credit: From The Story of Eames Furniture, Copyright Gestalten 2010

«Джин-машина» — самодельный аппарат по формовке фанеры из деревянных брусьев и велосипедных запчастей, сделанный Чарльзом и Реем Имз в их мастерской в Лос-Анжелесе в 1941–42 годах. Слои тонкого шпона, обработанные клеем, укладывались на гипсовую форму. С другой стороны располагалась надувная мембрана, которая обеспечивала высокое давление, и фанера плотно прилегала к гипсовой форме. После правильного расположения сложенных один на другой слоев, две створки аппарата закрывались, и мембрану накачивали велосипедным насосом. Клей сох в течение 6 часов. «Джин-машина» получила свое название из-за звука, которое она издавала во время формовки.